Словарь терминов к Методическим рекомендациям по созданию записей на экземпляр в информационно-поисковой системе «Общероссийский свод книжных памятников»
Составители словаря: М. Б. Золотова, И. Л. Карпова, И. А. Руденко Фотографии и контент-менеджмент: М. П. Колосова
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Э
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аллигат — составная часть конволюта, за исключением его начальной части. |
|
|
|
|
|
|
|
Аппликация — способ нанесения изображения путем
наклейки на фоновый покровный материал высеченных элементов материала
другого вида и цвета. Один из вариантов техники мозаики, при котором
наклеенные элементы выступают над уровнем фона.
|
|
|
|
|
|
Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бабочка — форма книги, представляющая собой блок сфальцованных бумажных листов с односторонней печатью, склеенных со стороны сгиба. Характерная форма книг из Китая, Кореи и Японии.
|
|
|
|
|
|
|
|
Бандероль — склеенная концами полоска бумаги, надеваемая на издание с целью информирования, декорирования или скрепления комплекта.
|
|
|
|
|
|
|
|
Басма — техника ручного тиснения по тонкому листу металла, накладываемого на матрицу, выполненную из более твердого материала. Лист металла накрывается свинцовой подушкой, по которой бьют деревянным молотком. Отличается от чеканки расплывчатостью и мягкостью рельефа. Техника получила распространение на Руси с XII в., часто применялась при изготовлении окладов. |
|
|
|
|
|
|
|
Береста — верхний слой коры березы, состоящий из листчатых слоев, плотно соединенных между собою.
|
|
|
|
|
|
|
|
Библиофильский именной экземпляр — экземпляр
библиофильского издания, предназначенный определенному лицу и содержащий
его персональные данные (титул, чин, звание, фамилию, имя, отчество).
Данные могут быть вписаны от руки или напечатаны в начале книги.
|
|
|
|
|
|
|
|
Библиофильский нумерованный экземпляр — экземпляр
библиофильского издания, имеющий порядковый номер. Может быть вписан
от руки или напечатан в начале (редко — в конце) книги.
|
|
|
|
|
|
|
|
Блинтовое тиснение — получение плоско-углубленного изображения на поверхности материала с помощью вдавливания специальных
горячих инструментов без использования металла или краски, а также само
это изображение. Вследствие воздействия температуры рисунок блинтового
тиснения отличается от фона более темным тоном и гладкостью.
В средневековом переплете блинтовое тиснение могло достигаться
длительным вдавливанием в увлажненную кожу штампов без нагревания. |
|
|
|
|
|
|
|
Бомбицина — древнейшая бумага рыхлой структуры,
толстая, неравномерной плотности, без водяных знаков, с грубыми, иногда
особо расположенными вержерами и понтюзо. Употреблялась до середины
XIV в. |
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вислая печать — привешенная к документу. На документе
(пергамене или бумаге), в его нижней части под текстом делалось
небольшое отверстие, через которое продевался шелковый или льняной шнур
(кожаный ремешок), концы шнура скреплялись печатью. |
|
|
|
|
|
|
|
Вставка — включение в композицию переплета крупного,
часто самостоятельного, фрагмента декора (медальон, портрет, панно
и др.), путем вклейки, врезки и других способов углубленного монтажа
в специально отведенное место. |
|
|
|
|
|
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гармоника — форма книги, представляющая собой один или несколько склеенных между собой бумажных листов, сфальцованных рядами параллельных складок. Форма характерна для китайских книг, современных рекламных буклетов.
|
|
|
|
|
|
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Декор — совокупность орнаментальных или изобразительных элементов художественного оформления книги: заставки, концовки,
заголовки, колонтитулы, рубрики, инициалы, бордюры, рамки и т. п.,
выполненные от руки как в рукописных, так и в печатных книгах. |
|
|
|
|
|
|
|
Деформация — изменение формы предмета под воздействием условий внешней среды. |
|
|
|
|
|
|
|
Дублюра (от фр. doublure — подкладка) — особо
оформленная внутренняя сторона крышки переплета, украшенная в различных
декоративных техниках с применением различных материалов (кожи,
пергамена, атласа, муара и др.). |
|
|
|
|
|
Ж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жуковины — выпуклые металлические или деревянные
бляшки, чаще всего размещаемые на углах и в центре переплетных крышек
для защиты покровных материалов от царапин и сдавливания твердыми
поверхностями; могут быть украшенными, иметь квадратную, ромбовидную,
каплевидную, круглую и др. форму. |
|
|
|
|
|
З |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Завеса — тканевая прокладка, защищающая красочный слой изображения (миниатюры, гравюры и т. п.); прикрепляется на том же листе, где находится изображение, либо на противоположном листе. |
|
|
|
|
|
|
|
Завязки — отрезки тесьмы, ленты, шнурки, тонкие
ремешки, прикрепленные к верхней и нижней крышкам переплета для
их стягивания со стороны обреза, частный вариант застежки. |
|
|
|
|
|
|
|
Залом — место перелома бумаги, картона, кожи. |
|
|
|
|
|
|
|
Записи — рукописные дополнения, приобретенные
преимущественно в процессе бытования экземпляра, за исключением помет
и рукописных рисунков. См. также: Пометы. |
|
|
|
|
|
|
|
Застежки — приспособление для смыкания верхней и нижней
крышек переплета со стороны обреза в виде металлических замков, ремней
(в том числе опоясывающих книгу) с металлическими пряжками, шпеньками,
наконечниками, кольцами и др., защищающее крышки от деформации,
а книжный блок от проникновения внутрь пыли и влаги. |
|
|
|
|
|
|
|
Зернь — техника ручного украшения, при которой мелкие
металлические шарики напаивают на металлическую основу; зачастую
сопутствует скани. |
|
|
|
|
|
|
|
Золотое тиснение — получение углубленного изображения
на поверхности материала с помощью вдавливания специальных горячих
инструментов с применением тонкого листового золота (или его заменителя,
например, бронзы), а также само это изображение. С течением времени
оттиск золотого тиснения может утерять блеск, потемнеть — «угаснуть»,
и от блинтового тиснения его можно отличить по сохранившимся частицам
металла или стилистически. |
|
|
|
|
|
|
|
Золочение (в окладе) — покрытие металлической поверхности тонким
слоем золота. Традиционно проводилось способом вплавления золотой
амальгамы, с середины XIX века — гальваническим золочением. |
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иллюстрация-наклейка — отдельно напечатанная иллюстрация, наклеенная на специально отведенное место страницы или на паспарту. |
|
|
|
|
|
|
|
Инкрустация — способ нанесения изображения путем
вклейки в специально отведенные места фонового покровного материала
высеченных элементов материала другого вида и цвета. Один из вариантов
техники мозаики, при котором изображение находится в той же плоскости,
что и фон. |
|
|
|
|
|
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кантик — полоска из бумаги, кожи, ткани или иного материала, наклеенная сверху на сгиб форзаца. См. также: Фальчик. |
|
|
|
|
|
|
|
Каптал — элемент крепления книжного блока к переплетным
крышкам. В средневековом переплете каптал — поперечный кожаный,
пергаменный жгут или веревочный шнур на верхнем и нижнем концах корешка,
пришитый к тетрадям блока и закрепленный в ребрах крышек; обычно
оплетался нитями или тонкими кожаными ремешками. В переплете нового
времени каптал — специальная лента или тесьма с утолщенным краем,
наклеиваемая на верхние и нижние края корешка книжного блока и служащая
для его укрепления и декоративного оформления. |
|
|
|
|
|
|
|
Картонаж — способ ручного или машинного переплета,
который отличается от традиционного переплета установкой более простого
в обработке покрытия из картона, а также переплет, выработанный согласно
этому способу, то есть вставкой блока в готовые цельнокартонные
переплетные крышки. |
|
|
|
|
|
|
|
Ковка — техника ручной обработки металла
с использованием молота, чеканов и наковальни, в результате которой лист
металла приобретает полусферическую форму; изделие имеет слегка
неровную поверхность с мягким мерцающим блеском. |
|
|
|
|
|
|
|
Ковчег — металлическая коробочка, изготовленная
по размеру вислой печати и предохранявшая ее от разрушения, часть
повторяет изображения и надписи, имеющиеся на печати. |
|
|
|
|
|
|
|
Кодекс — форма книги, представляющая собой блок
отдельных, сфальцованных листов, скрепленный (склеенный, прошитый
и т. п.) со стороны сгиба. Как правило, заключен в обложку или переплет.
Материалами служат пергамен, папирус, кора дерева, кожа, бумага, ткань.
Данная форма вытеснила свиток, получив распространение в I—IV вв. н. э.; доминирует и в настоящее время. |
|
|
|
|
|
|
|
Коленкор — хлопчатобумажная ткань простого переплетения
(миткаль) с крахмально-каолиновым покрытием, получила широкое
распространение в переплетном деле во второй половине XIX — первой
половине ХХ в. Коленкор с помощью специальных тиснений может имитировать
другие материалы, например, кожу. Современный коленкор может иметь
покровный слой из латекса, иногда с прозрачным нитроцеллюлозным лаком. |
|
|
|
|
|
|
|
Комбинированный обрез — обрез книги, разные фрагменты
поверхности которого украшены различными способами (например, верхняя
сторона позолочена, боковая и нижняя — тонированы; либо: боковой обрез
разделен на части, оформленные в разных техниках). |
|
|
|
|
|
|
|
Конволют — сборник, составленный владельцем
из самостоятельных изданий и/или рукописей (аллигатов), переплетенных
в один том, а также условно принятое в ОСКП наименование начальной
из составляющих его частей. |
|
|
|
|
|
|
|
Конгревное тиснение — получение рельефного изображения
на поверхности материала с помощью сдавливания его между углубленным
нагретым металлическим штампом с лицевой стороны и выпуклым контрштампом
с оборотной стороны, а также само это изображение. |
|
|
|
|
|
|
|
Корешок гладкий — корешок без бинтов. |
|
|
|
|
|
|
|
Корешок переплета — полоска кожи, ткани, картона или
плотной бумаги, скрывающая шитье (закрывающая корешок книжного блока)
и соединяющая верхнюю и нижнюю крышки переплета. |
|
|
|
|
|
|
|
Корешок с бинтами — корешок с поперечными рельефными
валиками, делящими его на сегменты и скрывающими толстые шнуры или
ремешки, при помощи которых сшивается книжный блок, или имитирующими
их наличие. |
|
|
|
|
|
|
|
Корректурный экземпляр — экземпляр, имеющий корректурные знаки — условные обозначения, применяемые при редактировании печатного текста. |
|
|
|
|
|
|
|
Крапчатый обрез (с напрыском) — обрез, украшенный
частыми или редкими точками различной величины, одного или нескольких
цветов, нанесенных способом разбрызгивания краски жесткой кистью
непосредственно или через специальное сито. |
|
|
|
|
|
|
|
Красочное тиснение — получение цветного
плоско-углубленного изображения на поверхности материала с помощью
вдавливания специальных горячих инструментов с использованием красок или
специальных цветных полиграфических фольг, а также само это
изображение. |
|
|
|
|
|
|
|
Крышки переплетные (верхняя и нижняя) — основные
элементы переплета книги, состоящие из твердой основы (дерева или
картона) и внешнего покрытия (пергамена, кожи, ткани и др.), соединенные
корешком и защищающие фронтальные поверхности книжного блока. Крышки
характеризуются: по степени жесткости — жесткие (не гнутся, или гнутся
с трудом) или гибкие; по наличию/отсутствию рельефа и форме — плоские,
с фасками, со сложным профилем кромки, с закругленными углами,
с полуклапанами. Условно к переплетным крышкам можно отнести защитные элементы (дерево, бумага, шелк и другие материалы) книги-потхи. |
|
|
|
|
|
|
|
Крышки с полуклапанами — переплетные крышки, у которых
часть покровного материала (обычно со стороны бокового обреза) выходит
за пределы блока и загибается на обрез, не закрывая его полностью. Для
лучшей защиты обреза от пыли и грязи полуклапаны могут стягиваться
застежками или завязками. |
|
|
|
|
|
|
|
Крышки со сложным профилем кромки — крышки переплета,
у которых края имеют сложный рельеф (углубления разной формы, пропилы,
желобки). Характерны для средневекового переплета, а также поздних его
стилизаций (не путать с фасками). |
|
|
|
|
|
|
|
Кустодия (от лат. custodia — стража, охрана) — бумажный лист чуть большего размера чем печать, который прикрывал восковую или
воскомастичную печать. Воск или воскомастичный состав прикладывался к документу, поверх него накладывалась кустодия и делался при помощи матрицы оттиск. Вид и размер кустодии был строго регламентирован. |
|
|
|
|
|
Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литье — техника ручной обработки металла, при которой
расплавленный металл заливается в разъемную форму или в восковую модель,
застывает, а затем извлекается. Изделие имеет гладкую, ровную
поверхность. |
|
|
|
|
|
|
|
Ляссе — тканая или плетеная тесьма, лента, шнур,
прикрепляемая к верхней части книжного блока (корешку, капталу,
переплетной крышке и др.) и вводимая внутрь блока в качестве закладки. |
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Марка издателя, типографа — знак, свидетельствующий о принадлежности экземпляра к продукции, выпущенной этим издателем/типографом. |
|
|
|
|
|
|
|
Марка книгопродавца — знак, свидетельствующий о принадлежности экземпляра к продукции, взятой книгопродавцем на реализацию. |
|
|
|
|
|
|
|
Миниатюра книжная (от лат. miniatus — киноварь) —
выполненное от руки многоцветное изображение или рисунок в книге
(следует отличать от оригинальных иллюстраций и декоративных элементов
оформления). Для рукописных и старопечатных книг характерна цветная
живописная миниатюра, которая в новое время уступает место гравюре. |
|
|
|
|
|
http://kp.rsl.ru/assets/images/dictionary/mramorny-obres-2-1100-733.jpg
|
|
Мраморный обрез — обрез с раскраской под мрамор,
испещренный прожилками, с пятнистым, гребенчатым рисунком или с рисунком
свободной формы, полученным при разбеге краски по поверхности жидкого
состава, в котором красится обрез. |
|
|
|
|
|
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наградной экземпляр — экземпляр, предназначенный для
награждения определенного лица. Характеризуется особым оформлением
переплета: тиснением с именем награжденного лица, указанием на его
заслуги, либо рукописным свидетельством об отличии в сочетании
с суперэкслибрисом/знаком учреждения, награждавшего книгой. |
|
|
|
|
|
|
|
Накладные элементы (в том числе элементы оклада) —
способ оформления переплета с помощью монтирования на поверхности крышек
и корешка отдельных фрагментов декора из других материалов, рельефно
выступающих над поверхностью покровного материала и сохраняющих,
в отличие от элементов мозаики, относительную самостоятельность
(например, нагрудные и наголовные знаки военной формы, металлические,
костяные, гипсовые, коралловые барельефы, надписи из металлических букв
и др.). |
|
|
|
|
|
|
|
Нахзац — лист (или несколько листов), соединяющий
книжный блок с нижней крышкой переплета; так же, как и форзац, выполняет
защитную функцию, служит элементом оформления переплета. |
|
|
|
|
|
|
|
Немая обложка — обложка из простой или декоративной
бумаги, ткани или другого материала, на которой отсутствует текстовая
или изобразительная информация о книге. |
|
|
|
|
|
|
|
Необрезанный экземпляр — листы книжного блока не подвергались обрезке. |
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обертка — лист бумаги, в который оборачивается комплектное издание или издание с отдельно выпущенными приложениями. |
|
|
|
|
|
|
|
Оберточная брошюровка — форма книги, представляющая собой блок сфальцованных (чистой, незапечатанной стороной внутрь) бумажных листов, сшитых со стороны, противоположной стороне сгиба. Сверху блок покрывался обложкой, закрывающей шитье. В отличие от книг в форме прошивной брошюровки снаружи шитье не видно. |
|
|
|
|
|
|
|
Обложка — мягкая обертка, покрышка из бумаги, ткани
и др. материалов, скрепляющая блок книги (брошюры, журнала) и защищающая
его от загрязнения и разрушения. Как правило, обложка крепится
непосредственно к тетради/тетрадям книжного блока. См. также: Немая
обложка; Обложка, оформленная в смешанной технике; Печатная обложка;
Рисованная обложка; Суперобложка. |
|
|
|
|
|
|
|
Обложка, оформленная в смешанной технике — обложка,
в оформлении которой использовались одновременно две или более техник:
печать, письмо и/или рисунок, ручная раскраска, коллаж, аппликация,
перфорация и др. |
|
|
|
|
|
|
|
Обрез — поверхность торца книжного блока, обрезанного,
как правило, с трех сторон для выравнивания составляющих его листов.
Различаются верхний, боковой и нижний обрезы. См. также: Комбинированный
обрез; Крапчатый обрез; Мраморный обрез; Обрез с раскраской; Обрез
с регистром; Обрез с тиснением или гравировкой; тонированный обрез;
торшонированный обрез. |
|
|
|
|
|
|
|
Обрез с раскраской — обрез, украшенный изображением,
элементы которого нарисованы вручную, раскрашены кистью или через
трафарет. Понятие включает также обрезы с надписью, художественно
организующей всю плоскость обреза, например, в средневековом переплете —
с именем автора или названием книги. Синоним: рисованный обрез. |
|
|
|
|
|
|
|
Обрез с регистром — обрез, имеющий закладки-регистры,
т.е. выполненные из кожи, ткани, бумаги или тонкого металла указатели
в виде петли, плетеного шарика и др., прикрепленные к странице книги и,
как правило, выступающие за пределы книжного блока. Одной из форм
регистра является вырубка. |
|
|
|
|
|
|
|
Обрез с тиснением или гравировкой — обрез, украшенный плоско-углубленным изображением, нанесенным отдельными нагретыми штампами или иглами. |
|
|
|
|
|
|
|
Оклад — декоративное покрытие книжного переплета,
выполненное в жестких материалах (металл, кость, дерево и др.), в том
числе имеющее вид не скрепленных между собой наугольников и средника,
составляющих единое композиционное целое; принадлежность, как правило,
богослужебной книги. |
|
|
|
|
|
|
|
Оригинальные иллюстрации — оригиналы изображений
в печатных книгах машинного производства, связанные по смыслу с текстом,
выполненные от руки (акварели, рисунки пером и т. п.) или
в оригинальных техниках (ксилографии, гравюры на металле, литографии
и т. п.). Оригинальные иллюстрации характерны для экземпляров
библиофильских изданий. |
|
|
|
|
|
|
|
Отворчатая печать — прикладная восковая или
воскомастичная печать, прикрепленная к документу с помощью узкой полоски
бумаги, пропущенной через два отверстия проделанные в нижней части
документа, концы этой полоски накладывались друг на друга на лицевой
стороне документа, на эту полоску накладывалась печать. |
|
|
|
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пальмовые листья — писчий материал, состоящий из растительных волокон, получаемых из листьев растений семейства пальмовых. |
|
|
|
|
|
|
|
Папье-плюр — прокладка из тонкой бумаги, защищающая иллюстрации. |
|
|
|
|
|
|
|
Паспарту — картонная рамка или подклейка под гравюру, фотоснимок и т. п. |
|
|
|
|
|
|
|
Пергамен — 1) материал, изготовленный из специально обработанных шкур животных, употреблявшийся для письма и в переплетном деле. В неокрашенном виде имеет характерный желтовато-белый цвет. Лицевая (мясная) сторона пергамена отличается гладкой текстурой, оборотная (шерстяная) — бархатистой. 2) писчий материал, получаемый из кож животных в процессе специальной обработки, исключающей дубление. В сравнении с бумагой отличается особой текстурой, упругостью и плотностью. |
|
|
|
|
|
|
|
Переплет — твердое или мягкое покрытие (состоящее
из крышек и корешка), предназначенное для защиты скрепленного с ним
книжного блока. В отличие от обложки переплет изготавливается из более
прочных и износостойких материалов и соединяется с книжным блоком
с помощью более сложных видов шитья, клапанами корешкового или
окантовочного материала и наружными сторонками форзаца и нахзаца. См. также: переплет «в затылок»; переплет с клапаном; переплет-мешок;
составной переплет; цельный переплет. |
|
|
|
|
|
|
|
Переплет «в затылок» — переплет, у которого покровным
материалом обтянут только корешок и не более половины прилегающих к нему
крышек. Встречается в средневековой западноевропейской книге
и кирилловской книге XVI—XVII вв. |
|
|
|
|
|
|
|
Переплет с клапаном — переплет, у которого часть
покрытия одной из крышек (обычно нижней) выходит за пределы блока,
огибает книгу со стороны бокового обреза и накрывает часть другой
крышки; напоминает по форме конверт или портфель, часто снабжен завязкой
или застежкой. |
|
|
|
|
|
|
|
Переплет-мешок — переплет, у которого часть покрытия
крышек и корешка выходит за пределы блока со стороны верхнего или
нижнего обреза, присборивается с помощью кольца, пуговицы или другого
крепления и образует своего рода мешок, в который можно убрать книгу. |
|
|
|
|
|
|
|
Печатная обложка — обложка, оформленная способом печати (типографский набор, гравюра, литография, фотомеханическая печать, шелкография и т. п.). |
|
|
|
|
|
|
|
Печать. См.: Вислая печать; Ковчег; Кустодия; Отворчатая печать; Прикладная печать. |
|
|
|
|
|
|
|
Подносный — экземпляр, предназначенный для
преподнесения в дар высокопоставленному лицу. Характеризуется
индивидуальным оформлением, например, посвящением на переплете или
титульном листе (следует отличать от листа посвящения, имеющегося
в каждом экземпляре тиража). |
|
|
|
|
|
|
|
Полиптих — форма книги, представляющая собой комплект
из деревянных, костяных или металлических табличек, соединенных шнурами,
тесьмой, кольцами, шарниром. Могут иметь рукоятку, расположенную
с края, необходимую писцу для удобства держания в процессе работы. Одна
из ранних, распространенных в античности форм книги, предшествующая
кодексу. Диптих и триптих (соответственно, две или три таблички) —
разновидности полиптиха. |
|
|
|
|
|
|
|
Пометы — знаки библиотечной обработки, а также знаки,
отмечающие что-либо в тексте (нотабене, пробы пера, подчеркивания,
галочки, скобки, астериски и т. п.). См. также: Записи. |
|
|
|
|
|
|
|
Потхи (стопа) — форма книги, представляющая собой
совокупность отдельных листов (имеющих, как правило, узкую, удлиненную
форму), сложенных друг на друга и имеющих сквозные отверстия по краям
каждого листа, через которые протянут шнур, скрепляющий эти листы.
Материалами служат пальмовые листья, кора гималайской березы, бумага. |
|
|
|
|
|
|
|
Прикладная печать — печать, оттиснутая при помощи матрицы на документе. |
|
|
|
|
|
|
|
Прошивная брошюровка — форма книги, представляющая собой блок сфальцованных (чистой, незапечатанной стороной внутрь) бумажных листов, покрытых обложкой и сшитых со стороны, противоположной стороне сгиба. Шитье проходит блок и обложку насквозь и видно снаружи (в отличие от книг в форме оберточной брошюровки). |
|
|
|
|
|
Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскраска — способ нанесения изображения на поверхность
покровного материала различными красками, в том числе
и металлизированными (золотой и серебряной), с помощью кисти, трафарета
и др. |
|
|
|
|
|
|
|
Резьба — техника ручной обработки, при которой на основу наносится узор, который затем вырезается штихелями (стальными резцами). |
|
|
|
|
|
|
|
Рисованная обложка — обложка, оформленная индивидуально с помощью письма или рисования от руки. |
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Свиток — форма книги, представляющая собой совокупность
листов, склеенных между собой краями, последовательно, от конца
предыдущего листа к началу следующего. В результате получается полотно,
которое можно свернуть в рулон. Одна из древнейших форм книги.
Материалами для свитка служат папирус, кожа, пергамен, бумага, ткань.
В настоящее время употребляется для изготовления книг иудейской традиции
и книг — художественных объектов. |
|
|
|
|
|
|
|
Серебряное тиснение — то же, что и золотое тиснение, но с применением серебра, алюминия или листовой платины. |
|
|
|
|
|
|
|
Синтетический материал — материал, получаемый
в результате химической переработки природных (каучук и т. п.) или
синтетических (полиэтилен и т. п.) полимеров. |
|
|
|
|
|
|
|
Скань — техника ручного украшения, при которой тонкая металлическая проволока напаивается на металлическую основу. |
|
|
|
|
|
|
|
Скоба (скобка) — отрезок металлической проволоки,
загнутый в виде буквы «П», или металлическая пластина, вбитые в нижний торец деревянной переплетной
крышки для предохранения покровного материала от истирания в случае
вертикального размещения книги на полке.
|
|
|
|
|
|
|
|
Составной переплет — переплет, покрытие которого
состоит из нескольких частей, как правило, выполненных из различных
материалов (например, корешок из кожи, крышки — из ткани или бумаги).
В редких случаях для покрытия разных частей составного переплета может
использоваться один материал (например, кожа разного сорта, ткань
разного цвета, коленкор разного тиснения и т. д.). |
|
|
|
|
|
|
|
Суперобложка — дополнительная бумажная (тканевая,
кожаная и др.) обложка поверх переплета (или основной обложки),
закрепленная на нем только загибающимися краями-клапанами, для защиты
переплета от повреждений, загрязнений, а также как элемент внешнего
оформления и для рекламы. |
|
|
|
|
|
|
|
Суперэкслибрис — владельческий книжный знак, расположенный сверху на переплете или другом покрытии книги. |
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технический ярлык — ярлык (как правило, небольшой
листочек бумаги), не имеющий самостоятельного значения, на котором
обозначено местонахождение книги (шкаф, полка, номер). Помещается как
дополнение к владельческому книжному знаку. Если на техническом ярлыке
имеется указание на библиотеку, таковой следует относить к владельческим
книжным знакам — суперэкслибрисам и экслибрисам. |
|
|
|
|
|
|
|
Типографский оттиск — плоское изображение на поверхности переплетного материала (чаще — на бумаге и ткани), получаемое с помощью процесса печати. |
|
|
|
|
|
|
|
Тиснение. См.: блинтовое тиснение; золотое тиснение; конгревное тиснение; красочное тиснение; серебряное тиснение. |
|
|
|
|
|
|
|
Тонированный обрез — обрез, равномерно окрашенный в один цвет. |
|
|
|
|
|
|
|
Торшонированный обрез — обрез с шероховатой структурой, полученной при специальной обработке путем нанесения на его поверхность небольших углублений. |
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фальчик — полоска из бумаги, кожи, ткани или иного
материала, соединяющая части составного форзаца, либо приклеенная
к корешковому сгибу тетради или к отдельным вклейкам. См. также: кантик. |
|
|
|
|
|
|
|
Фаска — скошенный край крышки переплета. Крышки с фасками — крышки, обычно увеличенные по толщине, со скошенными краями. |
|
|
|
|
|
|
|
Фоксинги — бурые пятна неустановленного происхождения. |
|
|
|
|
|
|
|
Форзац — лист (или несколько листов), соединяющий книжный блок с верхней крышкой переплета и выполняющий защитную функцию. |
|
|
|
|
|
|
|
Футляр — коробка, папка, чехол или конверт из плотного
материала, предназначенные для хранения одной или нескольких книг и/или
дополнительной защиты переплета. |
|
|
|
|
|
Ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цельный переплет — переплет, у которого крышки и корешок покрыты единым куском материала (кожи, ткани, бумаги и т. д.). |
|
|
|
|
|
|
|
Цензурный экземпляр — экземпляр, поступавший в органы
цензуры, имеющий рукописное разрешение цензора либо независимое от книги
свидетельство цензурного комитета (билет) или свидетельство типографии;
экземпляры изданий, освобожденных от предварительной цензуры
(с 1865 г.), но разрешавшихся к выпуску только после изъятия указанных
цензором мест (имеют номер; пометы цензора, выполненные синим или
красным карандашом). |
|
|
|
|
|
Ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чеканка — техника ручной обработки металла, при которой
рельефный узор на металлическом листе выбивается стальными чеканами
(прутками с концами в виде трубочки, прямоугольника, шарика и т. д.),
по которым ударяют молотком. |
|
|
|
|
|
|
|
Чернь — название сплава (серебра, меди, серы, свинца
или олова) и техники ручного украшения металла. Сплав, измельченный
в порошок, накладывают на металлическую основу, на которую нанесен
рисунок, и обжигают. Затем поверхность шлифуется и, в зависимости
от техники рисунка основы, получается черневой орнамент на блестящей
поверхности или наоборот — блестящий на черном фоне. |
|
|
|
|
|
Э |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экземпляр. См.: корректурный экземпляр; необрезанный
экземпляр; подносный экземпляр; цензурный экземпляр; экземпляр в листах;
экземпляр в тетрадях; экземпляр с авторской правкой; экземпляр
с миниатюрами/оригинальными иллюстрациями/декором; экземпляр с ручной
раскраской. |
|
|
|
|
|
|
|
Экземпляр в листах — состоящий из отдельных листов, несфальцованный и несброшюрованный. |
|
|
|
|
|
|
|
Экземпляр в тетрадях — скомплектованный в тетради, сфальцованный и/или сброшюрованный экземпляр, не имеющий покрытия. |
|
|
|
|
|
|
|
Экземпляр с авторской правкой — экземпляр, имеющий рукописные исправления, внесенные автором. |
|
|
|
|
|
|
|
Экземпляр с миниатюрами/оригинальными иллюстрациями/декором —
экземпляр рукописной или печатной книги, имеющий изображения (заставки,
концовки и т. п.), выполненные от руки в процессе его создания. |
|
|
|
|
|
|
|
Экземпляр с ручной раскраской— экземпляр с печатным
изображением, раскрашенным вручную в процессе создания (до поступления
в продажу) или в процессе бытования, если раскраска увеличивает
художественную ценность экземпляра. |
|
|
|
|
|
|
|
Экслибрис — владельческий книжный знак, расположенный внутри книги, как правило, на форзаце, титульном листе, странице и т. п. |
|
|
|
|
|
|
|
Эмаль — название сплава стекла с окисями металлов
и техники ручного украшения металла. Сплав, измельченный в порошок,
накладывают на металлическую основу, на которую нанесен рисунок,
и обжигают несколько раз. По завершении шлифуют и полируют до блеска.
Лучше всего эмаль ложится на золото. |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь. — М., 1997.
- Аркадьев Е. И. Словарь библиофила. — М., 1890.
- Березин Б. И., Загринская Л. А. Полиграфические материалы. — М., 1955.
- Библиотечная энциклопедия. — М., 2007.
- Большая Российская энциклопедия. — М., 2005.
- Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб., 2000 — 2001. — Т. 1—4.
- Как издать книгу. Советы. Нормативы. Справки. Адреса / И. Г. Андреева, Н. М. Белогородецкая, В. С. Дубровин и др. — М., 1994.
- Кириллические издания Ростово-Ярославской земли (1493—1652 гг.): каталог. — Ярославль, Ростов, 2004.
- Книга: энциклопедия. — М., 1999.
- Книговедческое аннотирование и систематизация книжных памятников: методические рекомендации. / Рос. гос. б-ка; Сост.: Л. И. Бердников, С. С. Ишкова, И. М. Полонская, И. Ю. Фоменко, Е. И. Яцунок. — М., 1997.
- Кондакова Т. И. Типографские и издательские марки в русских книгах XVIII века // Книга. Исследования и материалы. — М., 1979. — Сб. 39. — С. 73–86.
- Краткий справочник книголюба. — М., 1984.
- Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. — М., 2003.
- ОСТ 29.130-97. Издания. Термины и определения. 08.01.97.
- Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV—XX вв. (территория России, СНГ и ближнего зарубежья). — СПб., 2003.
- Словарь античности. — М., 1994.
- Словарь терминов // Средневековый книжный переплет: история, материалы и техника, принципы реставрации: учеб. пособие / Авт.-сост. Мокрецова И. П. — М, 2005. — С. 79—83.
- Терминологический словарь // Правила библиографического описания старопечатных изданий / Рос. гос. б-ка; Сост.: И. М. Полонская, Н. П. Черкашина. — М., 2003. — С. 254—269.
- Шамурин Е. И. Словарь книговедческих терминов. — М., 1958.
- Dictionnaire encyclopédique du livre. — Paris, 2002—2005. — A—D, E—M.
- Lexikon des gesamten Buchwesens. — Stuttgart, 1987—2007. — Bd. 1—7.
- Roberts M., Ethering D. Bookbinding and the conservation of books: A dictionary of descriptive terminology. — Washington, 1982.
Бабочка –
форма книги, представляющая собой блок сфальцованных бумажных листов с
односторонней печатью, склееных со стороны сгиба. Характерная форма книг
из Китая, Кореи и Японии.
|
|