Словарь терминов к Методическим рекомендациям по созданию записей на экземпляр в информационно-поисковой системе «Общероссийский свод книжных памятников»

 

Составители словаря: М. Б. Золотова, И. Л. Карпова, И. А. Руденко
Фотографии и контент-менеджмент: М. П. Колосова

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Ц  Ч  Э

     
А  
 
       
  Аллигат — составная часть конволюта, за исключением его начальной части.  
       
 

Аппликация — способ нанесения изображения путем наклейки на фоновый покровный материал высеченных элементов материала другого вида и цвета. Один из вариантов техники мозаики, при котором наклеенные элементы выступают над уровнем фона.

 
       
Б  
   
       
  Бабочка — форма книги, представляющая собой блок сфальцованных бумажных листов с односторонней печатью, склеенных со стороны сгиба. Характерная форма книг из Китая, Кореи и Японии. 
 
       
  Бандероль — склеенная концами полоска бумаги, надеваемая на издание с целью информирования, декорирования или скрепления комплекта.  
       
  Басма — техника ручного тиснения по тонкому листу металла, накладываемого на матрицу, выполненную из более твердого материала. Лист металла накрывается свинцовой подушкой, по которой бьют деревянным молотком. Отличается от чеканки расплывчатостью и мягкостью рельефа. Техника получила распространение на Руси с XII в., часто применялась при изготовлении окладов.  
       

  Береста — верхний слой коры березы, состоящий из листчатых слоев, плотно соединенных между собою.  
   

 

 
  Библиофильский именной экземпляр — экземпляр библиофильского издания, предназначенный определенному лицу и содержащий его персональные данные (титул, чин, звание, фамилию, имя, отчество). Данные могут быть вписаны от руки или напечатаны в начале книги.  
       
  Библиофильский нумерованный экземпляр — экземпляр библиофильского издания, имеющий порядковый номер. Может быть вписан от руки или напечатан в начале (редко — в конце) книги.  
       
  Блинтовое тиснение — получение плоско-углубленного изображения на поверхности материала с помощью вдавливания специальных горячих инструментов без использования металла или краски, а также само это изображение. Вследствие воздействия температуры рисунок блинтового тиснения отличается от фона более темным тоном и гладкостью. В средневековом переплете блинтовое тиснение могло достигаться длительным вдавливанием в увлажненную кожу штампов без нагревания.  
       
  Бомбицина — древнейшая бумага рыхлой структуры, толстая, неравномерной плотности, без водяных знаков, с грубыми, иногда особо расположенными вержерами и понтюзо. Употреблялась до середины XIV в.  
       
В  
 
       
  Вислая печать — привешенная к документу. На документе (пергамене или бумаге), в его нижней части под текстом делалось небольшое отверстие, через которое продевался шелковый или льняной шнур (кожаный ремешок), концы шнура скреплялись печатью.  
       

  Вставка — включение в композицию переплета крупного, часто самостоятельного, фрагмента декора (медальон, портрет, панно и др.), путем вклейки, врезки и других способов углубленного монтажа в специально отведенное место.  
       
Г  
 
       
  Гармоника — форма книги, представляющая собой один или несколько склеенных между собой бумажных листов, сфальцованных рядами параллельных складок. Форма характерна для китайских книг, современных рекламных буклетов.
 
       
Д  
 
       
  Декор — совокупность орнаментальных или изобразительных элементов художественного оформления книги: заставки, концовки, заголовки, колонтитулы, рубрики, инициалы, бордюры, рамки и т. п., выполненные от руки как в рукописных, так и в печатных книгах.  
       
  Деформация — изменение формы предмета под воздействием условий внешней среды.  
       
  Дублюра (от фр. doublure — подкладка) — особо оформленная внутренняя сторона крышки переплета, украшенная в различных декоративных техниках с применением различных материалов (кожи, пергамена, атласа, муара и др.).  
     
Ж  
 
       
  Жуковины — выпуклые металлические или деревянные бляшки, чаще всего размещаемые на углах и в центре переплетных крышек для защиты покровных материалов от царапин и сдавливания твердыми поверхностями; могут быть украшенными, иметь квадратную, ромбовидную, каплевидную, круглую и др. форму.  
     
З  
 
       
  Завеса — тканевая прокладка, защищающая красочный слой изображения (миниатюры, гравюры и т. п.); прикрепляется на том же листе, где находится изображение, либо на противоположном листе.  
       
  Завязки — отрезки тесьмы, ленты, шнурки, тонкие ремешки, прикрепленные к верхней и нижней крышкам переплета для их стягивания со стороны обреза, частный вариант застежки.  
       

Залом — место перелома бумаги, картона, кожи.  
       
  Записи — рукописные дополнения, приобретенные преимущественно в процессе бытования экземпляра, за исключением помет и рукописных рисунков. См. также: Пометы.  
       
  Застежки — приспособление для смыкания верхней и нижней крышек переплета со стороны обреза в виде металлических замков, ремней (в том числе опоясывающих книгу) с металлическими пряжками, шпеньками, наконечниками, кольцами и др., защищающее крышки от деформации, а книжный блок от проникновения внутрь пыли и влаги.  
       
  Зернь — техника ручного украшения, при которой мелкие металлические шарики напаивают на металлическую основу; зачастую сопутствует скани.  
       
  Золотое тиснение — получение углубленного изображения на поверхности материала с помощью вдавливания специальных горячих инструментов с применением тонкого листового золота (или его заменителя, например, бронзы), а также само это изображение. С течением времени оттиск золотого тиснения может утерять блеск, потемнеть — «угаснуть», и от блинтового тиснения его можно отличить по сохранившимся частицам металла или стилистически.  
       
  Золочение (в окладе) — покрытие металлической поверхности тонким слоем золота. Традиционно проводилось способом вплавления золотой амальгамы, с середины XIX века — гальваническим золочением.  
     
И  
 
       
  Иллюстрация-наклейка — отдельно напечатанная иллюстрация, наклеенная на специально отведенное место страницы или на паспарту.  
       
  Инкрустация — способ нанесения изображения путем вклейки в специально отведенные места фонового покровного материала высеченных элементов материала другого вида и цвета. Один из вариантов техники мозаики, при котором изображение находится в той же плоскости, что и фон.  
     
К  
 
       
    Кантик — полоска из бумаги, кожи, ткани или иного материала, наклеенная сверху на сгиб форзаца. См. также: Фальчик.  
       
  Каптал — элемент крепления книжного блока к переплетным крышкам. В средневековом переплете каптал — поперечный кожаный, пергаменный жгут или веревочный шнур на верхнем и нижнем концах корешка, пришитый к тетрадям блока и закрепленный в ребрах крышек; обычно оплетался нитями или тонкими кожаными ремешками. В переплете нового времени каптал — специальная лента или тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на верхние и нижние края корешка книжного блока и служащая для его укрепления и декоративного оформления.  
       
  Картонаж — способ ручного или машинного переплета, который отличается от традиционного переплета установкой более простого в обработке покрытия из картона, а также переплет, выработанный согласно этому способу, то есть вставкой блока в готовые цельнокартонные переплетные крышки.  
       
  Ковка — техника ручной обработки металла с использованием молота, чеканов и наковальни, в результате которой лист металла приобретает полусферическую форму; изделие имеет слегка неровную поверхность с мягким мерцающим блеском.  
       
  Ковчег — металлическая коробочка, изготовленная по размеру вислой печати и предохранявшая ее от разрушения, часть повторяет изображения и надписи, имеющиеся на печати.  
       
  Кодекс — форма книги, представляющая собой блок отдельных, сфальцованных листов, скрепленный (склеенный, прошитый и т. п.) со стороны сгиба. Как правило, заключен в обложку или переплет. Материалами служат пергамен, папирус, кора дерева, кожа, бумага, ткань. Данная форма вытеснила свиток, получив распространение в I—IV вв. н. э.; доминирует и в настоящее время.  
       
  Коленкор — хлопчатобумажная ткань простого переплетения (миткаль) с крахмально-каолиновым покрытием, получила широкое распространение в переплетном деле во второй половине XIX — первой половине ХХ в. Коленкор с помощью специальных тиснений может имитировать другие материалы, например, кожу. Современный коленкор может иметь покровный слой из латекса, иногда с прозрачным нитроцеллюлозным лаком.  
       
  Комбинированный обрез — обрез книги, разные фрагменты поверхности которого украшены различными способами (например, верхняя сторона позолочена, боковая и нижняя — тонированы; либо: боковой обрез разделен на части, оформленные в разных техниках).  
       
  Конволют — сборник, составленный владельцем из самостоятельных изданий и/или рукописей (аллигатов), переплетенных в один том, а также условно принятое в ОСКП наименование начальной из составляющих его частей.  
       
  Конгревное тиснение — получение рельефного изображения на поверхности материала с помощью сдавливания его между углубленным нагретым металлическим штампом с лицевой стороны и выпуклым контрштампом с оборотной стороны, а также само это изображение.  
       
  Корешок гладкий — корешок без бинтов.  
       
  Корешок переплета — полоска кожи, ткани, картона или плотной бумаги, скрывающая шитье (закрывающая корешок книжного блока) и соединяющая верхнюю и нижнюю крышки переплета.  
       
  Корешок с бинтами — корешок с поперечными рельефными валиками, делящими его на сегменты и скрывающими толстые шнуры или ремешки, при помощи которых сшивается книжный блок, или имитирующими их наличие.  
       
  Корректурный экземпляр — экземпляр, имеющий корректурные знаки — условные обозначения, применяемые при редактировании печатного текста.  
       
  Крапчатый обрез (с напрыском) — обрез, украшенный частыми или редкими точками различной величины, одного или нескольких цветов, нанесенных способом разбрызгивания краски жесткой кистью непосредственно или через специальное сито.  
       
  Красочное тиснение — получение цветного плоско-углубленного изображения на поверхности материала с помощью вдавливания специальных горячих инструментов с использованием красок или специальных цветных полиграфических фольг, а также само это изображение.  
       
  Крышки переплетные (верхняя и нижняя) — основные элементы переплета книги, состоящие из твердой основы (дерева или картона) и внешнего покрытия (пергамена, кожи, ткани и др.), соединенные корешком и защищающие фронтальные поверхности книжного блока. Крышки характеризуются: по степени жесткости — жесткие (не гнутся, или гнутся с трудом) или гибкие; по наличию/отсутствию рельефа и форме — плоские, с фасками, со сложным профилем кромки, с закругленными углами, с полуклапанами. Условно к переплетным крышкам можно отнести защитные элементы (дерево, бумага, шелк и другие материалы) книги-потхи.  
       
  Крышки с полуклапанами — переплетные крышки, у которых часть покровного материала (обычно со стороны бокового обреза) выходит за пределы блока и загибается на обрез, не закрывая его полностью. Для лучшей защиты обреза от пыли и грязи полуклапаны могут стягиваться застежками или завязками.  
       
  Крышки со сложным профилем кромки — крышки переплета, у которых края имеют сложный рельеф (углубления разной формы, пропилы, желобки). Характерны для средневекового переплета, а также поздних его стилизаций (не путать с фасками).  
       
  Кустодия (от лат. custodia — стража, охрана) — бумажный лист чуть большего размера чем печать, который прикрывал восковую или воскомастичную печать. Воск или воскомастичный состав прикладывался к документу, поверх него накладывалась кустодия и делался при помощи матрицы оттиск. Вид и размер кустодии был строго регламентирован.  
       
Л  
 
       
  Литье — техника ручной обработки металла, при которой расплавленный металл заливается в разъемную форму или в восковую модель, застывает, а затем извлекается. Изделие имеет гладкую, ровную поверхность.  
       
  Ляссе — тканая или плетеная тесьма, лента, шнур, прикрепляемая к верхней части книжного блока (корешку, капталу, переплетной крышке и др.) и вводимая внутрь блока в качестве закладки.  
     
М  
 
       
  Марка издателя, типографа — знак, свидетельствующий о принадлежности экземпляра к продукции, выпущенной этим издателем/типографом.  
       
  Марка книгопродавца — знак, свидетельствующий о принадлежности экземпляра к продукции, взятой книгопродавцем на реализацию.  
       
  Миниатюра книжная (от лат. miniatus — киноварь) — выполненное от руки многоцветное изображение или рисунок в книге (следует отличать от оригинальных иллюстраций и декоративных элементов оформления). Для рукописных и старопечатных книг характерна цветная живописная миниатюра, которая в новое время уступает место гравюре.  
       
http://kp.rsl.ru/assets/images/dictionary/mramorny-obres-2-1100-733.jpg
  Мраморный обрез — обрез с раскраской под мрамор, испещренный прожилками, с пятнистым, гребенчатым рисунком или с рисунком свободной формы, полученным при разбеге краски по поверхности жидкого состава, в котором красится обрез.  
     
Н  
 
       
  Наградной экземпляр — экземпляр, предназначенный для награждения определенного лица. Характеризуется особым оформлением переплета: тиснением с именем награжденного лица, указанием на его заслуги, либо рукописным свидетельством об отличии в сочетании с суперэкслибрисом/знаком учреждения, награждавшего книгой.  
       
  Накладные элементы (в том числе элементы оклада) — способ оформления переплета с помощью монтирования на поверхности крышек и корешка отдельных фрагментов декора из других материалов, рельефно выступающих над поверхностью покровного материала и сохраняющих, в отличие от элементов мозаики, относительную самостоятельность (например, нагрудные и наголовные знаки военной формы, металлические, костяные, гипсовые, коралловые барельефы, надписи из металлических букв и др.).  
       
  Нахзац — лист (или несколько листов), соединяющий книжный блок с нижней крышкой переплета; так же, как и форзац, выполняет защитную функцию, служит элементом оформления переплета.  
       
  Немая обложка — обложка из простой или декоративной бумаги, ткани или другого материала, на которой отсутствует текстовая или изобразительная информация о книге.  
       
  Необрезанный экземпляр — листы книжного блока не подвергались обрезке.  
       
О  
 
       
  Обертка — лист бумаги, в который оборачивается комплектное издание или издание с отдельно выпущенными приложениями.  
       
  Оберточная брошюровка — форма книги, представляющая собой блок сфальцованных (чистой, незапечатанной стороной внутрь) бумажных листов, сшитых со стороны, противоположной стороне сгиба. Сверху блок покрывался обложкой, закрывающей шитье. В отличие от книг в форме прошивной брошюровки снаружи шитье не видно.  
       
  Обложка — мягкая обертка, покрышка из бумаги, ткани и др. материалов, скрепляющая блок книги (брошюры, журнала) и защищающая его от загрязнения и разрушения. Как правило, обложка крепится непосредственно к тетради/тетрадям книжного блока. См. также: Немая обложка; Обложка, оформленная в смешанной технике; Печатная обложка; Рисованная обложка; Суперобложка.  
       
  Обложка, оформленная в смешанной технике — обложка, в оформлении которой использовались одновременно две или более техник: печать, письмо и/или рисунок, ручная раскраска, коллаж, аппликация, перфорация и др.  
       
  Обрез — поверхность торца книжного блока, обрезанного, как правило, с трех сторон для выравнивания составляющих его листов. Различаются верхний, боковой и нижний обрезы. См. также: Комбинированный обрез; Крапчатый обрез; Мраморный обрез; Обрез с раскраской; Обрез с регистром; Обрез с тиснением или гравировкой; тонированный обрез; торшонированный обрез.  
       
  Обрез с раскраской — обрез, украшенный изображением, элементы которого нарисованы вручную, раскрашены кистью или через трафарет. Понятие включает также обрезы с надписью, художественно организующей всю плоскость обреза, например, в средневековом переплете — с именем автора или названием книги. Синоним: рисованный обрез.  
       
  Обрез с регистром — обрез, имеющий закладки-регистры, т.е. выполненные из кожи, ткани, бумаги или тонкого металла указатели в виде петли, плетеного шарика и др., прикрепленные к странице книги и, как правило, выступающие за пределы книжного блока. Одной из форм регистра является вырубка.  
       
  Обрез с тиснением или гравировкой — обрез, украшенный плоско-углубленным изображением, нанесенным отдельными нагретыми штампами или иглами.  
       
  Оклад — декоративное покрытие книжного переплета, выполненное в жестких материалах (металл, кость, дерево и др.), в том числе имеющее вид не скрепленных между собой наугольников и средника, составляющих единое композиционное целое; принадлежность, как правило, богослужебной книги.  
       
  Оригинальные иллюстрации — оригиналы изображений в печатных книгах машинного производства, связанные по смыслу с текстом, выполненные от руки (акварели, рисунки пером и т. п.) или в оригинальных техниках (ксилографии, гравюры на металле, литографии и т. п.). Оригинальные иллюстрации характерны для экземпляров библиофильских изданий.  
       
    Отворчатая печать — прикладная восковая или воскомастичная печать, прикрепленная к документу с помощью узкой полоски бумаги, пропущенной через два отверстия проделанные в нижней части документа, концы этой полоски накладывались друг на друга на лицевой стороне документа, на эту полоску накладывалась печать.  
       
П  
 
       
  Пальмовые листья — писчий материал, состоящий из растительных волокон, получаемых из листьев растений семейства пальмовых.  
       
  Папье-плюр — прокладка из тонкой бумаги, защищающая иллюстрации.  
       
  Паспарту — картонная рамка или подклейка под гравюру, фотоснимок и т. п.  
       
  Пергамен — 1) материал, изготовленный из специально обработанных шкур животных, употреблявшийся для письма и в переплетном деле. В неокрашенном виде имеет характерный желтовато-белый цвет. Лицевая (мясная) сторона пергамена отличается гладкой текстурой, оборотная (шерстяная) — бархатистой. 2) писчий материал, получаемый из кож животных в процессе специальной обработки, исключающей дубление. В сравнении с бумагой отличается особой текстурой, упругостью и плотностью.  
       
  Переплет — твердое или мягкое покрытие (состоящее из крышек и корешка), предназначенное для защиты скрепленного с ним книжного блока. В отличие от обложки переплет изготавливается из более прочных и износостойких материалов и соединяется с книжным блоком с помощью более сложных видов шитья, клапанами корешкового или окантовочного материала и наружными сторонками форзаца и нахзаца. См. также: переплет «в затылок»; переплет с клапаном; переплет-мешок; составной переплет; цельный переплет.  
       
  Переплет «в затылок» — переплет, у которого покровным материалом обтянут только корешок и не более половины прилегающих к нему крышек. Встречается в средневековой западноевропейской книге и кирилловской книге XVI—XVII вв.  
       
  Переплет с клапаном — переплет, у которого часть покрытия одной из крышек (обычно нижней) выходит за пределы блока, огибает книгу со стороны бокового обреза и накрывает часть другой крышки; напоминает по форме конверт или портфель, часто снабжен завязкой или застежкой.  
       

Переплет-мешок — переплет, у которого часть покрытия крышек и корешка выходит за пределы блока со стороны верхнего или нижнего обреза, присборивается с помощью кольца, пуговицы или другого крепления и образует своего рода мешок, в который можно убрать книгу.  
       
  Печатная обложка — обложка, оформленная способом печати (типографский набор, гравюра, литография, фотомеханическая печать, шелкография и т. п.).  
       
  Печать. См.: Вислая печать; Ковчег; Кустодия; Отворчатая печать; Прикладная печать.  
       
  Подносный — экземпляр, предназначенный для преподнесения в дар высокопоставленному лицу. Характеризуется индивидуальным оформлением, например, посвящением на переплете или титульном листе (следует отличать от листа посвящения, имеющегося в каждом экземпляре тиража).  
       
  Полиптих — форма книги, представляющая собой комплект из деревянных, костяных или металлических табличек, соединенных шнурами, тесьмой, кольцами, шарниром. Могут иметь рукоятку, расположенную с края, необходимую писцу для удобства держания в процессе работы. Одна из ранних, распространенных в античности форм книги, предшествующая кодексу. Диптих и триптих (соответственно, две или три таблички) — разновидности полиптиха.  
       
  Пометы — знаки библиотечной обработки, а также знаки, отмечающие что-либо в тексте (нотабене, пробы пера, подчеркивания, галочки, скобки, астериски и т. п.). См. также: Записи.  
       
  Потхи (стопа) — форма книги, представляющая собой совокупность отдельных листов (имеющих, как правило, узкую, удлиненную форму), сложенных друг на друга и имеющих сквозные отверстия по краям каждого листа, через которые протянут шнур, скрепляющий эти листы. Материалами служат пальмовые листья, кора гималайской березы, бумага.  
       
  Прикладная печать — печать, оттиснутая при помощи матрицы на документе.  
       
  Прошивная брошюровка — форма книги, представляющая собой блок сфальцованных (чистой, незапечатанной стороной внутрь) бумажных листов, покрытых обложкой и сшитых со стороны, противоположной стороне сгиба. Шитье проходит блок и обложку насквозь и видно снаружи (в отличие от книг в форме оберточной брошюровки).  
       
Р  
 
       
  Раскраска — способ нанесения изображения на поверхность покровного материала различными красками, в том числе и металлизированными (золотой и серебряной), с помощью кисти, трафарета и др.  
       
  Резьба — техника ручной обработки, при которой на основу наносится узор, который затем вырезается штихелями (стальными резцами).  
       
  Рисованная обложка — обложка, оформленная индивидуально с помощью письма или рисования от руки.  
       
С  
 
       
  Свиток — форма книги, представляющая собой совокупность листов, склеенных между собой краями, последовательно, от конца предыдущего листа к началу следующего. В результате получается полотно, которое можно свернуть в рулон. Одна из древнейших форм книги. Материалами для свитка служат папирус, кожа, пергамен, бумага, ткань. В настоящее время употребляется для изготовления книг иудейской традиции и книг — художественных объектов.  
       
  Серебряное тиснение — то же, что и золотое тиснение, но с применением серебра, алюминия или листовой платины.  
       
  Синтетический материал — материал, получаемый в результате химической переработки природных (каучук и т. п.) или синтетических (полиэтилен и т. п.) полимеров.  
       
  Скань — техника ручного украшения, при которой тонкая металлическая проволока напаивается на металлическую основу.  
       
  Скоба (скобка) — отрезок металлической проволоки, загнутый в виде буквы «П», или металлическая пластина, вбитые в нижний торец деревянной переплетной крышки для предохранения покровного материала от истирания в случае вертикального размещения книги на полке.
 
       
  Составной переплет — переплет, покрытие которого состоит из нескольких частей, как правило, выполненных из различных материалов (например, корешок из кожи, крышки — из ткани или бумаги). В редких случаях для покрытия разных частей составного переплета может использоваться один материал (например, кожа разного сорта, ткань разного цвета, коленкор разного тиснения и т. д.).  
       
  Суперобложка — дополнительная бумажная (тканевая, кожаная и др.) обложка поверх переплета (или основной обложки), закрепленная на нем только загибающимися краями-клапанами, для защиты переплета от повреждений, загрязнений, а также как элемент внешнего оформления и для рекламы.  
       
  Суперэкслибрис — владельческий книжный знак, расположенный сверху на переплете или другом покрытии книги.  
       
Т  
 
       
  Технический ярлык — ярлык (как правило, небольшой листочек бумаги), не имеющий самостоятельного значения, на котором обозначено местонахождение книги (шкаф, полка, номер). Помещается как дополнение к владельческому книжному знаку. Если на техническом ярлыке имеется указание на библиотеку, таковой следует относить к владельческим книжным знакам — суперэкслибрисам и экслибрисам.  
       
  Типографский оттиск — плоское изображение на поверхности переплетного материала (чаще — на бумаге и ткани), получаемое с помощью процесса печати.  
       
    Тиснение. См.: блинтовое тиснение; золотое тиснение; конгревное тиснение; красочное тиснение; серебряное тиснение.  
       
  Тонированный обрез — обрез, равномерно окрашенный в один цвет.  
       
  Торшонированный обрез — обрез с шероховатой структурой, полученной при специальной обработке путем нанесения на его поверхность небольших углублений.  
       
Ф  
 
       
  Фальчик — полоска из бумаги, кожи, ткани или иного материала, соединяющая части составного форзаца, либо приклеенная к корешковому сгибу тетради или к отдельным вклейкам. См. также: кантик.  
       
  Фаска — скошенный край крышки переплета. Крышки с фасками — крышки, обычно увеличенные по толщине, со скошенными краями.  
       
  Фоксинги — бурые пятна неустановленного происхождения.  
       
  Форзац — лист (или несколько листов), соединяющий книжный блок с верхней крышкой переплета и выполняющий защитную функцию.  
       
  Футляр — коробка, папка, чехол или конверт из плотного материала, предназначенные для хранения одной или нескольких книг и/или дополнительной защиты переплета.  
       
Ц   
 
       
  Цельный переплет — переплет, у которого крышки и корешок покрыты единым куском материала (кожи, ткани, бумаги и т. д.).  
       
  Цензурный экземпляр — экземпляр, поступавший в органы цензуры, имеющий рукописное разрешение цензора либо независимое от книги свидетельство цензурного комитета (билет) или свидетельство типографии; экземпляры изданий, освобожденных от предварительной цензуры (с 1865 г.), но разрешавшихся к выпуску только после изъятия указанных цензором мест (имеют номер; пометы цензора, выполненные синим или красным карандашом).  
       
Ч   
 
       
  Чеканка — техника ручной обработки металла, при которой рельефный узор на металлическом листе выбивается стальными чеканами (прутками с концами в виде трубочки, прямоугольника, шарика и т. д.), по которым ударяют молотком.  
       
  Чернь — название сплава (серебра, меди, серы, свинца или олова) и техники ручного украшения металла. Сплав, измельченный в порошок, накладывают на металлическую основу, на которую нанесен рисунок, и обжигают. Затем поверхность шлифуется и, в зависимости от техники рисунка основы, получается черневой орнамент на блестящей поверхности или наоборот — блестящий на черном фоне.  
       
Э   
 
       
    Экземпляр. См.: корректурный экземпляр; необрезанный экземпляр; подносный экземпляр; цензурный экземпляр; экземпляр в листах; экземпляр в тетрадях; экземпляр с авторской правкой; экземпляр с миниатюрами/оригинальными иллюстрациями/декором; экземпляр с ручной раскраской.  
       
  Экземпляр в листах — состоящий из отдельных листов, несфальцованный и несброшюрованный.  
       
  Экземпляр в тетрадях — скомплектованный в тетради, сфальцованный и/или сброшюрованный экземпляр, не имеющий покрытия.  
       
    Экземпляр с авторской правкой — экземпляр, имеющий рукописные исправления, внесенные автором.  
       
  Экземпляр с миниатюрами/оригинальными иллюстрациями/декором — экземпляр рукописной или печатной книги, имеющий изображения (заставки, концовки и т. п.), выполненные от руки в процессе его создания.  
       
  Экземпляр с ручной раскраской— экземпляр с печатным изображением, раскрашенным вручную в процессе создания (до поступления в продажу) или в процессе бытования, если раскраска увеличивает художественную ценность экземпляра.  
       
  Экслибрис — владельческий книжный знак, расположенный внутри книги, как правило, на форзаце, титульном листе, странице и т. п.  
       
  Эмаль — название сплава стекла с окисями металлов и техники ручного украшения металла. Сплав, измельченный в порошок, накладывают на металлическую основу, на которую нанесен рисунок, и обжигают несколько раз. По завершении шлифуют и полируют до блеска. Лучше всего эмаль ложится на золото.  

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь. — М., 1997.
  • Аркадьев Е. И. Словарь библиофила. — М., 1890.
  • Березин Б. И., Загринская Л. А. Полиграфические материалы. — М., 1955.
  • Библиотечная энциклопедия. — М., 2007.
  • Большая Российская энциклопедия. — М., 2005.
  • Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб., 2000 — 2001. — Т. 1—4.
  • Как издать книгу. Советы. Нормативы. Справки. Адреса / И. Г. Андреева, Н. М. Белогородецкая, В. С. Дубровин и др. — М., 1994. 
  • Кириллические издания Ростово-Ярославской земли (1493—1652 гг.): каталог. — Ярославль, Ростов, 2004.
  • Книга: энциклопедия. — М., 1999.
  • Книговедческое аннотирование и систематизация книжных памятников: методические рекомендации. / Рос. гос. б-ка; Сост.: Л. И. Бердников, С. С. Ишкова, И. М. Полонская, И. Ю. Фоменко, Е. И. Яцунок. — М., 1997.
  • Кондакова Т. И. Типографские и издательские марки в русских книгах XVIII века // Книга. Исследования и материалы. — М., 1979. — Сб. 39. — С. 73–86.
  • Краткий справочник книголюба. — М., 1984.
  • Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. — М., 2003.
  • ОСТ 29.130-97. Издания. Термины и определения. 08.01.97.
  • Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV—XX вв. (территория России, СНГ и ближнего зарубежья). — СПб., 2003.
  • Словарь античности. — М., 1994.
  • Словарь терминов // Средневековый книжный переплет: история, материалы и техника, принципы реставрации: учеб. пособие / Авт.-сост. Мокрецова И. П. — М, 2005. — С. 79—83.
  • Терминологический словарь // Правила библиографического описания старопечатных изданий / Рос. гос. б-ка; Сост.: И. М. Полонская, Н. П. Черкашина. — М., 2003. — С. 254—269.
  • Шамурин Е. И. Словарь книговедческих терминов. — М., 1958.
  • Dictionnaire encyclopédique du livre. — Paris, 2002—2005. — A—D, E—M.
  • Lexikon des gesamten Buchwesens. — Stuttgart, 1987—2007. — Bd. 1—7.
  • Roberts M., Ethering D. Bookbinding and the conservation of books: A dictionary of descriptive terminology. — Washington, 1982.

Бабочка – форма книги, представляющая собой блок сфальцованных бумажных листов с односторонней печатью, склееных со стороны сгиба. Характерная форма книг из Китая, Кореи и Японии.

© 1999-2016 Российская Государственная Библиотека